Уважаемые потребители! Передать показания приборов учета и заявки на опломбировку можно в онлайн режиме  через боты: WhatsApp   +7  778 089 4931 Telegram @ qaragandy _su_bot  

«О тарифах и не только…»

Вот и снова по закону синусоиды наступают нелегкие времена. Это и Президент страны не скрывает. И в своем Послании обязывает выполнить большое количество объемных мероприятий с целью проскочить эту мировую ухабину с наименьшими потерями.

Вот и нам всем нужно подчинить свои действия выполнению этой задачи. И при этом не следует будоражить население надуманными трудностями. Реальная обстановка у нас не настолько уж плоха и разжигать недовольство людей на пустом месте не следует. Это даже вредно.

Нас, экспертов областного Департамента Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Республики Казахстан (далее Департамент), ставят в тупик рассуждения отдельных граждан о неправомерности принятия тарифов на коммунальные услуги. Рассуждения не совсем объективные с некоторыми неточностями.

Попробую довести до населения реальное состояние тарифной политики по водоснабжению и водоотведению.

1. Экспертизу тарифной заявки ТОО «Қарағанды Су» на 2016-2020гг. проводили трое внештатных экспертов Департамента – двое из Областного Совета ветеранов энергетики и один от Областного Совета ветерана войны и труда. За длительный период ни на одном из заседаний экспертного совета или в рабочей аудитории г-на Е.Абильдина мы не встречали. Он, вероятно, рассматривал заявку индивидуально, оттого и возникли неточности.

2. Серьезное обвинение в статье о том, что не представлены «бумаги с расчетом тарифов» вообще непонятно. Эти расчеты в одну «бумагу» не вошли, а, вместе с прилагаемыми обосновывающими документами, составили 31 увесистую папку в более чем 12 тысяч страниц, которые мы, эксперты, перелопатили. Там четко обоснована каждая цифра, следовало бы заглянуть.

3. Не нужны были и такие мелкие погрешности как указан существующий тариф на канализацию для населения 131,19 тг/м3. Фактически – 81,22 тг/м3. Зачем это?

4. И совсем непонятно, для чего в декабре размазывать тарифную заявку ТОО «Қарағанды Су», если тарифы были скорректированы и утверждены Департаментом еще 23 ноября, и сама заявка ушла в архив. Причем тарифы для населения увеличились на водоснабжение на 0,002%, т.е. на 0,2 тг/м3, на канализацию на 15 тенге за м3 (96,41 тг/м3). Даже мы, эксперты, в своих заключениях выходили на более высокий тариф, а потому большая благодарность Департаменту за такой взвешенный подход. Конечно, Услугодателю нелегко будет с таким тарифом содержать свое хозяйство в порядке, но, думаю, они справятся. И это исходит из указаний Президента – все, без чего можно пока обойтись – отложить до лучших времен. И это правильно. И руководство ТОО «Қарағанды Су» безропотно приняло такое решение и корректирует свой стратегический план под реальные возможности. Сейчас всем не легко.

Чтобы было понятней, разложу всю кухню образования тарифа.

Услугодатели – и ТОО «Қарағанды Су», и ТОО «Қарағанды Жарық», и ТОО «Теплотранзит Караганда» готовят свою тарифную заявку с приложением обосновывающих первичных документов исходя из нужд собственного хозяйства – с их точки зрения. А почему в большинстве случаев готовится заявка с завышенной потребностью? Здесь не только еще советский принцип – «проси больше». Ни для кого не секрет, что инженерное коммунальное хозяйства города недопустимо изношено. Если говорить о ТОО «Қарағанды Су», то выясняется, что тариф для населения на водоснабжение и водоотведение за 10 лет с 2000 по 2009 год вообще практически не увеличивался. Ну и хватало только на чопики, да на замену нескольких километров водоводов. А сети тем временем старели с естественной скоростью. Вот и пришли. Когда стало припекать, с 2010 года власти укрепили руководство, понемногу пошли тарифы, пошла техника, трубы, расходные материалы, пошли трансферты из госбюджета, начались объемные работы по замене сетей, особенно магистральных. За период с 2013 по 2015 год заменено почти 200 км водоводов, общий износ сетей снижен с 83 до 68%. А нормально предприятие может существовать при износе сетей до 42 %. Вот Услугодатель и закладывает в тариф реконструкцию этих 26 % сетей.

С момента ввода в эксплуатацию в 1974 году и до 2012 года вообще не производился капитальный ремонт комплекса водоочистных сооружений. Для его восстановления нужно 7 млрд.тенге. Часть этих потребностей тоже закладывается в тарифную заявку. Еще серьезней положение с комплексом канализационных очистных сооружений, да и сами сети изношены на 83%. Вот, кратко, услугодатель и загоняет все свои необходимости в тарифную заявку, обосновывает их.

Затем заявка рассматривается экспертами, на заседаниях Совета. Мы смотрим в основном с технической стороны, без чего пока можно обойтись , снимаем из затрат и следим чтобы не было резкого повышения тарифа. Далее специалисты Департамента более досконально изучают запросы с финансовой, технической, а иногда и с социальной точки зрения, сверяют с инструкциями и законодательством, и выносят окончательное решение (приказ) с распределением тарифа по группам потребителей. Так что, 500 тг за куб воды,1000 литров для юридических лиц устанавливает не Услугодатель, а Департамент. И это правильно. Ведь всем известно, что мы чистой питьевой водой моем машины, поливаем асфальт, поливаем огороды, на производствах не внедряем обратный цикл. Высокая стоимость подталкивает к экономии этого самого ценного минерала на Земле. Да и не так уж страшна эта цифра, если понять, что за 500 тенге тебе в цех принесли 100 больших ведер воды, предварительно очистив ее. Сравнимо с трехстами граммами колбаски – на одну закуску.

Заявка – это просьба, запрос, она ничего не утверждает и почему надо выворачивать тарифную заявку Услугодателя через десяток дней после утверждения тарифов и сдачи ее в архив, причем тарифов очень благоприятных для населения – непонятно. И независимый аудит предприятия проводится ежегодно, для проверки состояния объектов зачастую приглашаются депутаты Гормаслихата, ветераны-энергетики.

Короче говоря, сведения все эти не секретные и любой потребитель может посмотреть, как рассчитывается тариф. В ТОО «Қарағанды Су» даже составлена подборка книжкой в 70 страниц, где все открыто показано.

Как один из руководителей в прошлом во многом аналогичного предприятия, ответственно заявляю, что руководство и коллектив ТОО «Қарағанды Су» в труднейших условиях уверенно поднимают с колен сложнейшее хозяйство жизнеобеспечения города и беспредметно бить их по рукам не нужно. Даже для собственного недорогого пиара не нужно.

Можно было бы привести многие десятки примеров положительных изменений и в обеспечении техникой и в замене сетей, восстановлении комплексов, автоматизации и модернизации водопроводных и канализационных станций, освоении новейшего оборудования и методов горизонтально-направленного бурения, применении метода реконструкции сетей методом разрушения и многого другого, но это займет целый газетный разворот. Пользуясь случаем, хочется поблагодарить руководство области и ТОО «Караганды Су» за организацию привлечения средств из гос.бюджета за период с 2013 по 2015 годы в сумме более 14 млрд.тенге на реконструкцию магистральных водоводов и канализационных коллекторов, и их эффективное освоение. А это огромное облегчение для тарифа населения. Я всегда удивляюсь, что за энтузиасты работают в аварийных бригадах, в ямах с промерзшей водой, в нечеловеческих условиях за 60-70 тысяч тенге в месяц. Да, зарплату рабочим нужно поднимать, но поднять ее можно только за счет тарифа. Других денег у ТОО «Караганды Су» нет. Будет зарплата- будут люди- будет работа- будем спать спокойно.

И к руководству ТОО «Караганды Су» у меня есть замечание: в сложных условиях коллектив проводит большую работу по жизнеобеспечению города, да об этом мало кто знает. Нужно почаще информировать население о мерах, принимаемых предприятием, а то после некоторых статей, предприятие выглядит потребителем народных денег, который ничего не делает. Люди видят открытый колодец, незаасфальтированную яму и думают- все плохо. Они мало имеют представление о состоянии дел в коммуналке. Зная не понаслышке состояние нашего коммунального хозяйства, прошу руководство, да и население не считать его захолустным тылом с обеспечением по остаточному принципу. Жизнь в дальнейшем поставит все на свои места и мы убедимся, что коммунальное хозяйство с его инженерными коммуникациями-«передовая». Споткнется коммуналка - рухнет все. Нужно помнить костры во дворах в 90-х годах. Скупой платит дважды.

В.Жолудев,

эксперт ДКРЕМ и ЗК от Областного Совета ветеранов энергетики,

почетный работник угольной промышленности РК,

заслуженный энергетик СНГ.